Гобелен — история и значение

gobtlen1

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет гобелен как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

Имеются и менее популярные определения гобелена:

  • один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментной композицией;
  • картина на ковре где изображено давние событие.

Новое словообразование «гобелен» появилось во Франции XVII века, при открытии королевской мануфактуры братьев Гобеленов. Продукцию этой мануфактуры и назвали гобеленом.

Родоначальник семейства, красильщик Жилль Гоббелен, во время правления короля Франциска I переехал из Реймса в Париж, где и основал в предместье Парижа — Сен-Марсель на ручье Bierve красильню для шерсти. Его родные (Gobelins), в XVI веке содержали эту красильню, присоеденив к ней ковровую ткацкую.

Людовик XIV купил красильню и ткацкую в казну, наделил их статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием, образовав «Королевскую гобеленовскую мануфактуру», очень дорогие изделия которой шли только на убранство королевских дворцов и на подарки, редко попадая в продажу. Невзирая на значительные расходы, необходимые на содержание мануфактуры и не имея доходов, мануфактуры существовала при всех правительствах Франции и гордо существует и сейчас художественным учреждением, являясь гордостью Франции. Продукция мануфактуры имела громадную популярность, и в других странах гобеленом называлось всё, что выполнялось в этой технике.

Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шёлковыми, серебряными и золотыми нитями по рисункам — картонам управлявшего мануфактурой художника Ш. Лебрена, а в 18 веке Ф. Буше, Ж. Б. Удри и другими.

Гобелены ткались на специальных ручных станках методом выборочного ткачества, т. е. по отдельным участкам, которые затем сшивались тонкой шёлковой нитью. Характерная особенность гобелена — рубчатая поверхность лицевой стороны, которая создаётся нитями основы, и неровная поверхность оборотной стороны, создаваемая швами и нитями утка. Высокие художественные достоинства гобеленов прошедших веков — с историческими, мифологическими, религиозными и литературными сюжетами, придали им такую популярность, что гобеленами стали называть подражавшие им шпалеры мануфактур Франции и иных стран, а с 19 века — все шпалеры и машинное обивочное полотно плотного плетения, так называемые гобеленовые ткани. Картоны для Г. в конце 19 — начале 20 вв. гобеленов создавали знаменитые художники Г. Жефруа, К. Моне, Ж. Ф. Рафаэлли.

Специалисты считают, что термином «гобелен» нужно называть лишь произведения мануфактуры Гобеленов, всё остальное — шпалерами. В России в научной литературе применяется термин «шпалера», а обиходе применяют слово «гобелен». В Россию слово гобелен пришло в XVIII веке и обозначало любые тканые произведения, включая обивку для мебели.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

© 2018 Гобелен // dspmagasin.ru