Новые кухонные системы. Движение в интерьере

Новые кухонные системы. Движение в интерьере

Сегодня на кухне происходят необыкновенные процессы, которые в ближайшее время могут в принципе изменить наше отношение к интерьеру, изменить таким же образом, как отношение к небосводу, как к системе неподвижных звезд. Речь пойдет, однако, не о мобильных кухнях, которые с помощью универсальных модулей можно трансформировать в любые эргономические комбинации. Причем используя при этом имеющиеся модули. Движения в интерьере, о которых пойдет речь в эти новогодние праздники, иного характера, иного свойства. Они имеют внутреннюю казуистику.

Увлеченность формами, как способом сделать этот мир модным и привлекательным, привела к усилению искусственности окружающей нас действительности. Потому что, какой бы совершенной ни была предложенная нами форма, по сути своей она рациональна, а значит искусственна. Известнейший профессор Мераб Мамардашвили, который читал лекции по философии студентам ВГИКа в конце прошлого века, уже тогда обратил внимание, что потеря «естественности» влечет за собой образование внутренних пустот.

Обзор встроенной техники

И действительно, если посмотреть на современные интерьеры, созданные в основном за счет стилистически выраженной мебели, то мы имеем перед собой как бы два непересекающихся пространства: внешнее и внутреннее, разделенные тонкими фасадами мебели. Все преобразования, которые имеют место быть в интерьере, так или иначе связаны с пространством внешним. Что же касается пространства внутреннего, то оно изначально обладает некоторой пустотой, точнее сказать — пустой формой, предназначенной для заполнения не всегда нужными вещами.

Я не знаю, как в других комнатах, но на кухне с ее вечной нехваткой площади проблема заполнения внутренних пустот всегда стояла особенно остро. В данном контексте мы не будем рассматривать эти внутренние пустоты как расширенные системы хранения посуды и утвари, поскольку имеются варианты для их более функционального использования.

Первый радикальный шаг был сделан в середине прошлого века, когда возникла идея встраивания бытовой техники. Для своего времени это была очень революционная интерьерная идея. Она улавливала принципы и суть заполнения пустот. Поскольку механизм функционирования техники всегда является «черным ящиком» для постороннего наблюдателя, именно его и логично размещать в не наблюдаемом для глаза пространстве.

Идея встроенной техники и породила современную кухню. Она дала возможность эстетически развиваться кухонной мебели и непрерывно совершенствовать свои возможности бытовой технике. Хотя изначально казалось, что техника, имеющая дело с огнем, никогда не приживется внутри деревянных ящиков. Прежде всего, это слишком огнеопасно. Но организм кухни оказался на редкость толерантным по отношению к пересаженным к нему чужеродным органам. И со стороны одних производителей, и со стороны других мы имеем своеобразные джентльменские договоренности, касающиеся использования допустимых температур. Плюс применение и с одной стороны, и с другой новых термостойких материалов. По большому счету, именно в этом и состоит вся премудрость встраивания техники.

Совершим небольшие экскурсии по новинкам встраиваемой бытовой техники. INDESIT представил на выставке Eurocucinа в Милане обновленную линию встраиваемой техники Prime, стиль которой разработан известным итальянским дизайнерским бюро GIUGIARO. Эта линия привлекает не только великолепными эстетическими решениями, обращенными к внешнему пространству, но и практичностью, функциональностью, свидетельствующих о правильном использовании внутренних возможностей мебельных гарнитуров. Это только со стороны кажется, что внутреннее пространство мебели беспредельно, вон его столько, бери, заполняй! На самом же деле, чтобы разместить в нем всю возможную и необходимую для периодического использования кухонную бытовую технику, необходимы специальные технологии, позволяющие в определенной мере унифицировать бытовые приборы под внутренние размеры разных моделей кухонь. Искусство современного кухнестроения состоит не в том, чтобы сделать технически совершенный прибор или приятную для глаза мебель. Искусство — соединить эти две трудно соединимые составляющие в один концепт. Техника в этом союзе очень часто, как партия, выполняет направляющую роль. К примеру, края вытяжки Prime расположены под углом 25°, что обеспечивает легкий доступ не только к варочной панели, но и всей рабочей зоне. А внешняя дверца нового комбинированного холодильника может напрямую крепиться к внутренней стороне фасада мебели благодаря специальным держателям, делающим эту процедуру быстрой и простой.

Расширили в 2010 году свою техническую линейку ColorGlass Edition и инженеры BOSCH. Камеры новых моделей стали еще вместительнее (естественно, за счет грамотного использования внутренних пустот мебели!), а новая концепция светодиодного освещения не оставляет шанса ни единой тени: свет отражается от хромированных деталей на прозрачных полках и выдвижных боксах. Причем обратите внимание на этот световой эффект: он подчеркивает не только стилистическое, но и функциональное единство мебели и техники. И теперь, открывая кухонную дверцу, мы можем непосредственно попасть во внутреннюю камеру прибора либо же выдвинуть из него необходимые полочки. Подобный симбиоз экономит и материалы, и пространство, и наши усилия.

Конечно, все уважающие себя производители техники в обязательном порядке имеют в своем арсенале так называемую «соло-технику», то есть технику не встроенную, стоящую отдельно. Но на данный момент и для производителей, и для потребителей такая техника — скорее дизайнерское развлечение, чем предназначенный сугубо для функционирования прибор.

В новейших моделях производителей, которые сегодня диктуют кухонную моду на планете, техника как таковая часто имеет минимальное визуальное выражение. Она наглухо спрятана за эффектными дверцами и фасадами, давая о себе знать только функцией, которой от нее ждут. Наш журнал «Кухни и ванные комнаты» делает постоянные обзоры по встроенной технике, детально поясняя тактику встраивания. И чтобы в ночь под Новый год и, естественно, на последующие утра рождественских каникул не загружать перевозбужденное сознание всевозможными техническими параметрами, скажем лишь об одном. Встраивание техники открыло потребность современного человека в механизации интерьера. Помните сценки из фантастических фильмом прошлого века? Чтобы воссоздать иллюзию восприятия будущего, режиссеры-постановщики делали интерьер, окружающий грядущего человека, если можно так сказать, более подвижным, умным, технически организованным. И это естественно. Не может такое востребованное пространство, как кухня, оставаться вдали от цивилизационных процессов. Если кругом, в реальном мире, за порогом дома, человека сегодня везде окружает техническая поддержка, то почему на своей кухне, откуда всякий раз он отправляется в технически насыщенный мир и куда возвращается после общения с техникой, он должен исповедовать другую мораль — дедовскую, где все по старинке делается вручную, как будто в этом суть вкуса и суть традиций?!

Системы облегчения жизни

Новые кухонные системы. Движение в интерьере

Новые кухонные системы. Движение в интерьере

Союз мебели и техники на кухне оказался на редкость не только долговечным, но и весьма продуктивным для возникновения новых идей. Мы не будем останавливаться на том, как мебель повлияла на технику, обратим внимание на противоположную тенденцию, как техника воздействует на мебель. Мебель становится внутренне подвижной и технически грамотной.

Примерно с середины 90-х годов активно и последовательно стал продвигать свои технические новшества для внутренних пространств кухни господин Blum. Он правильно оценил перспективы взаимопроникновения внутреннего и внешнего пространства кухни, как динамичную диалектику, и основательно взялся за систему открывания и закрывания дверок. В последние годы эта система достигла невероятного совершенства. Сегодня человек, управляющий на кухне с помощью системы открывания и закрывания дверок, похож на циркового факира или, точнее сказать, на крупье из казино. Одним движением руки с легким нажатием указательным пальцем он приводит в действие невидимые и невиданные доселе механизмы, которые с грациозной плавностью перемещают в пространстве почти во всех мыслимых направлениях массивные деревянные дверцы и панели, а также одновременно выдвигают из внутренних хранилищ для удобства пользования прекрасно организованные и укомплектованные ящики с полками. Существует на сей день невероятное множество вариантов открывания и закрывания дверок от разных производителей, подобно тому, как существует невероятное множество узоров в калейдоскопе. В пору создавать даже специальные каталоги открывания закрывания дверок, на манер того, как существуют каталоги фасадов кухонь в отношении материалов и цветов, дабы предоставить возможность потребителю сделать правильный для себя выбор из гармоничного ряда движений.

И если у вас на сегодняшний день на кухне отсутствует подобная хореография движений, имейте в виду, что вы безнадежно отстали от кухонной моды, прикипев по недостатку средств к кухонным традициям прошлого тысячелетия. Поверьте врожденному гостеприимству, вам просто нечем будет похвастаться перед дорогими гостями, которые так или иначе появятся в вашем доме за эти продолжительные рождественские каникулы. Это отнюдь не призыв — собрать по сусекам последние деньги и пойти срочно купить новую кухню. Кухня не хлеб, и она на последние деньги не покупается. Считайте это дружеским советом. Просто кухня в последнее время выходит в разряд престижных человеческих потребностей, как машина или яхта. Она даже в большей степени, чем наличие завидного автомобиля свидетельствует о физическом и экономическом здоровье человека, о благополучии семьи. Мне просто не раз приходилось наблюдать на всевозможных кухонных выставках по всему миру, как сначала производители, а вслед за ними и потребители, как дети малые, играются системами открывания-закрывания дверок.

Мода, скажите вы, переменчива. И это действительно так. Никто не может дать точного прогноза, в каком направлении будет развиваться кухня завтрашнего дня. Может, завтра снова войдет в моду классическая кухня, которую помнили еще наши бабушки и дедушки. В данном случае под понятием «классический» я понимаю кухню без всяких технологических наворотов. Просто кухню! В стиле показного ретроградства. В этой связи мне вспоминается известная история с новым рождением самой популярной машины в мире — «Фольксваген Жук». При ее возрождении сохранили всего лишь форму, а вот внутреннюю техническую часть автомобиля преобразили полностью, сделав ее на уровне современных представлений об удобстве. В свое время гидроусилитель руля тоже был модной штучкой. Но потом мода, как проявление восторга, на него прошла. Он просто стал необходимой опцией автомобиля, как фара или колесо. Новая система открывания-закрывания дверок на кухне, которая сейчас, как новая виртуальная игра, вызывает всеобщий интерес в реальной жизни у тех, кто все-таки решил, наконец, приобрести новую кухню, тоже в чем-то похожа на историю с гидроусилителем руля автомобиля. Ежечасно открывать дверцы для доступа к мусорному ведру можно и по старинке, без передовой системы открывания-закрывания, так же как можно крутить баранку машины и без всякого гидроусилителя. Но, согласитесь, с новыми опциями, как на кухне, так и в машине, все-таки приятнее. Об этом вам скажет любая женщина, которой по жизни самой всегда приходится открывать себе дверь. И вдруг в какой-нибудь отдаленной гостинице неожиданно объявляется услужливый швейцар, который помогает открыть вам ту самую надоевшую дверцу. Чтобы испытать на себе такую помощь, люди, случается, летают за тридевять земель. А тут помощь сама приходит к вам в дом. Так что будьте спокойны относительно моды на некоторые технические новшества, в том числе и на систему открывания-закрывания дверок: какой бы капризной мода ни была, но по сути своей она не может вести к регрессу!

Популярная игра в прятки

В девятом номере нашего журнала за этот год мы уже подробно рассказывали о странной, но довольно популярной игре в прятки на современной кухне, предложенной известной компанией bulthaup, когда сама кухня, как сказочные двое из ларца, при необходимости то появляется перед глазами публики, то вновь элегантно прячется за стильными фасадами мебели. Тогда речь шла о кулинарных спектаклях и о кухне, как мастерской. Теперь же мы будем говорить не о таинствах готовки на таких кухнях, а о развитии внутренней динамики интерьера. На столе — «верстаке» кухни-мастерской располагаются раковина и плита. В инструментальном шкафу аккуратными рядами раскладываются продукты и специи, посуда и утварь. Третья часть мобильной кухни предназначена для холодильника, посудомоечной машины. У этой мобильной кухни — инновационная система хранения: все необходимое на виду, под рукой. Теперь следите за моими руками. Никакой техники, никаких моторчиков, никакой проворности рук! Просто одно движение — и панель, как шторка, закрывает кухню. Кухня исчезает, превращаясь в стильную стенку гостиной. Надо отметить, что вслед за компанией bulthaup очень многие кухонные компании сегодня увлекаются подобной игрой в интерьерные прятки. Особенно люди молодые, но уже могущие обеспечить себя хотя бы соответствующей кухней. Рассказывали мне такой случай. Молодые люди пригласили девушек в гости и попросили подсобить с некоторой нехитрой закуской для стола. Девушки обыскали всю квартиру, но кухню так и не нашли. «А зачем нам кухня?— шутят ребята.— Мы и так как-нибудь на стороне поедим. Мы же холостяки. Вот женимся и кухню заведем». Хорошо, что новые интерьерные решения, заметьте, технического характера, уже дают повод для добрых шуток.

Однако мы не будем углубляться в тему: в каком помещении и с каким семейным положением эти кухни будут самыми желанными. Мы рассматриваем здесь фасады-шторки, скрывающие кухни, как некий механизм, как техническую составляющую современного интерьера. И не важно, в каком случае для передвижения по горизонтали всего фасада или его части используется электрическая тяга или обычные мышечные усилия, важно другое. Мы имеем дело уже не со способом открывания дверцы, а с механизмом вхождения во внутреннее пространство.

В новых кухонных системах интерьер, как набор вещей, получает закономерное логическое развитие. Он становится функциональным. Это очень важный и интересный переход в интерьере: от набора статических вещей к их функционированию. По большому счету, статика в определенном интерьерном смысле тоже выполняет соответствующие функции. Но в данном случае мы имеем в виду не статическую функциональность, а возможность перемещения предметов по определенной траектории по принципу «туда-сюда», как возможность беспрепятственного повторения челночного действия из одного внутреннего пространства в другое, внешнее. Причем здесь не важно, что двигается и что выдвигается. Будь то дверцы справаналево или ящик вперед-назад. Главное, что подобные действия мы уже можем квалифицировать как действия механизированные, то есть уже имеющие технические свойства и характеристики. А это значит, что мы имеем уникальную возможность наблюдать непосредственное превращение вещи в технический механизм. Это происходит посредством заполнения внутренних пустот, образующихся всякий раз при рациональном (а другого и быть не может!) конструировании вещи, как феноменальной, то есть доступной для восприятия, фигуры. Потому что сознание создает исключительно видимую сторону вещи, используя внутренние пустоты для более впечатляющего создания образа. Внутренняя пустота — это как силикон, с помощью которого в современной косметологии корректируют фигуры. Но происходит странная трансформация вещи, как только мы пытаемся использовать внутренние пустоты в своих целях. Чтобы иметь свободный доступ к этим пустым объемам, нужно иметь возможность извлекать этот объем и возвращать его на прежнее место. Цикл движений по принципу «туда-сюда» по сути своей и есть технический механизм, в который со временем, возможно, и обратятся предметы всего интерьера дома, как это происходит сейчас на кухне.

Фото и кинохроники

На недавно завершившемся в московском Экспоцентре главном мебельном событии года — выставке «Мебель 2010», где, как и положено в наше время, кухни, бесспорно, солировали в мощном хоре другой мебели, генеральный директор кухонной фабрики «ДРИАДА» Сергей Цой, человек молодой, но очень тонко чувствующий перспективы кухонного пространства, был в центре внимания посетителей, интересующихся кухнями. Он привез на эту выставку совершенно необычную кухню с еще более необычным названием «Виктория плюс Анна». Странность названия определяется тем, что многолетний партнер нашего журнала фабрика «ДРИАДА» из Волгодонска выпускает кухни, называемые исключительно женскими именами. Не трудно догадаться, что в новой кухне использованы элементы двух других уже популярных у потребителей кухонь. Но не в этом суть. Новая кухня, в закрытом виде, представляет собой два, поставленные друга на друга, шкафа-модуля. С помощью дистанционного управления в действие приводится некий скрытый механизм, который легко и плавно поднимает вверх по направляющим верхний модуль. Достигая удобной для работы высоты, модуль останавливается, открывая потребителю компактную рабочую зону, состоящую из трех секций: варочной панели, разделочного столика и мойки. Излив мойки приподнимается над поверхностью. Верхний модуль, также разделенный на три секции, с помощью уже известных нам систем открывания-закрывания дверок демонстрирует различные наборы полок для специй, посуды и прочей утвари. Нижний трехсекционный модуль отдан контейнеру под мусорное ведро и бытовую химию, холодильнику и необыкновенно приятному, с точки зрения организации, многослойному, многоуровневому ящику для хранения вилок, ложек и прочих принадлежностей, необходимых для эксплуатации, находящемуся сверху варочной поверхности. На этой кухне, как шутили сами представители фабрики, все автоматизировано, кроме мытья посуды. Просто для посудомоечной машины в этой модели, специально сделанной для выставки, из-за спешки не нашлось пока места. Но это временное неудобство.

Где и как использовать эту кухню, не вопрос. При ее компактности она уместна практически в любом пространстве, тяготеющем к современной системе координат.

За то короткое время, которое я провел на выставочном стенде этой компании, могу подтвердить, что не было и минуты, чтобы кто-нибудь из посетителей ни расспрашивал или ни фотографировал эту модель. Сфотографировал эту кухню для журнала и наш фотокорреспондент. Потом стали подходить друг за другом операторские группы с теле- , кино- и видеокамерами. И я позавидовал возможностям новой оперативной техники, которая имеет возможность зрительно передавать магию этого действия. Любой же глянцевый журнал, стесненный возможностями печатного станка, способен передавать с помощью фотографии читателю лишь статические состояния действа. Даже с помощью слов трудно и не всегда возможно образно описать текущий технологический процесс. Это все равно, что посредством трехмерных фигур объяснять особенности четырехмерного пространства.

Чем же все-таки удивляет эта кухня? Если принимать во внимание принцип открытия и сокрытия рабочей зоны, то, по большому счету, он ничем не отличается от передвигаемых в ручную фасадов-шторок, закрывающих кухню. На кухне освоена еще одна степень свободы движения: было вперед-назад, справа-налево, стало теперь дополнительно: вверх-вниз. Но это только так кажется, что дополнительная степень свободы лишь количественно усиливает наши впечатления. На самом же деле происходит качественный сдвиг восприятия. Учитывая, что подъем тяжелого шкафа с посудой по вертикали на метровую высоту — груз, не доступный для мускульной силы человека, а более привычный для небольшого электромоторчика, мы имеем дело уже действительно не с набором кухонной мебели, а с настоящей кухонной системой.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

© 2020 Гобелен // dspmagasin.ru